"Бездумное" чтение опустошает мозг
06 июля 2006
Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена "отвлеченного" чтения. Цель эксперимента - выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массового явления и разработать методы повышения концентрации внимания для читателей всех возрастов.
Каждому приходилось ловить себя на том, что он читает абзац уже третий раз и не понимает, что в нем написано. Часто по прочтении целой книги человек затрудняется сказать, о чем шла речь. Это феномен "отвлеченного" или "бездумного" чтения. Его можно сравнить с доведенным до автоматизма управлением автомобилем - зачастую водитель даже не замечает, сколько километров проехал.
Феномен "отвлеченного чтения" впервые исследовался в лаборатории университета Питтсбурга, сообщает PhysOrg. Эксперимент проводили ученые из университетов Питтсбурга и Британской Колумбии, в тестировании участвовали студенты университета. Студентов попросили читать текст на мониторе компьютера и делать отметки в конце каждого прочитанного абзаца (к слову сказать, текст представлял собой первые пять глав "Войны и мира" Толстого). Кроме того, половина участников эксперимента получала периодически всплывающие на экране напоминания: "Ты не отвлекаешься?".
Несмотря на все эти предупреждения (участие в эксперименте само по себе является фактором, повышающим сосредоточенность), результаты тестирования показали, что читатели регулярно отвлекаются от текста. "Глаза бегают по строчкам, но мысли далеко", - таков был типичный комментарий участников эксперимента, оправдывающих свою невнимательность. Мечты о сытном обеде, будничные проблемы, планы на вечер, отвлеченные фантазии занимали мысли большинства испытуемых. Малочисленная группа участников все-таки пыталась сосредоточиться на тексте, однако почти безуспешно.
Последствия этого явления не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. У школьников и студентов частое практикование "отвлеченного" чтения ведет к снижению успеваемости - вывод важный и, увы, предсказуемый.
Эрик Рейчл (Erik Reichle), профессор Питтсбургского университета и один из организаторов эксперимента, говорит, что на конференциях всегда раздается смех, когда он упоминает в своих выступлениях о феномене "отвлеченного" чтения. "Это бывает с каждым, - говорит профессор Рейчл. - Наверное, именно поэтому феномен "отвлеченного чтения" практически не изучен. К счастью, в последнее время этим вопросом всерьез начали интересоваться ученые".
Пока профессору удалось только доказать сам факт существования феномена "отвлеченного чтения" и его распространенность - подобному "заболеванию" подвержен практически каждый читатель. Профессор Карен Виксон (Karen Wixson), специалист в области образовательных методик из Мичиганского университета, полагает, что данное исследование не дает готовых рецептов для повышения концентрации внимания - необходимо провести дополнительные тесты среди учащихся начальных и старших классов школ. Кроме того, добавляет проф. Виксон, испытуемые читали текст с монитора компьютера, что существенно снижает концентрацию внимания, и, к тому же, у студентов отсутствовал стимул для поддержания внимания "в тонусе" - это был просто эксперимент, не связанный с образовательным процессом.
Напротив, Кэти Роллер (Cathy Roller) из международной ассоциации чтения уверена, что педагоги могут уже сейчас извлечь определенные уроки из проведенного тестирования - для этого не обязательно вырабатывать специальные психологические методики. "Отвлеченное чтение", как считает доктор Роллер, тесно связано с непониманием сути текста, и преподаватели должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы студенты читали осмысленно - для этого учащихся можно попросить делать пометки или выделять ключевые фразы и иллюстрации.
Стоит отметить, что исследование проводилось на средства, выделенные Институтом образовательных наук, подведомственным Министерству образования США. Сумма выделенного гранта на этот проект составила 691 тысячу долларов.